Святой равноапостольный Косма Этолийский: жизнь и предсказания великого просветителя, миссионера, которого вполне можно назвать и новозаветным пророком
Краткое житие
Этот удивительный святой жил в 18 веке, подвизался на Святой Горе Афон, потом пошел проповедовать Евангелие среди бывших христианских народов, попавших под влияние ислама. Проповедуя истинную веру, святой Косма творил и дела милосердия — открывал школы, раздавал Священное Писание, кресты и четки простым людям, своей любовью и кротостью обращая сердца людей к Богу. За свою святость еще при жизни получил от Бога дары чудотворения и прозорливости. По навету иудеев, в возрасте 65 лет принял мученическую кончину от турков.
Первые годы
Родился в семье ткачей в глухой горной деревушке Мегас-Дендрос (некоторые исследователи считают, что в соседней деревне Таксьярхис), недалеко от Термона, ном Этолия и Акарнания и получил имя Констас. Фамилия его нам не известна. В османский период регион пребывал в безграмотности. Во многих деревнях не было ни церквей, ни школ.
Родители Констаса были ткачами. Детство он провёл в бедности. До 20 лет не знал алфавита. Жаждущий знаний Констас обратился сначала к местному священнику Анании. Позднее переехав в село Агиа Параскеви, он продолжил учёбу у учителя Феофана. Здесь он прожил 8 лет, стал помощником Феофана и стал преподавать в селе Лоботина.
В 1743 году на Святой Горе Афон начала свою деятельность Афонская академия. Констас, которому было уже под тридцать, отправился на Афон, где его учителем теологии и философии стал Панайотис Паламас, который придерживался архаических норм греческого языка. Окончив академию, Констас удалился в монастырь Филофей, где принял монашеский постриг с именем Косма, а позднее был хиротонисан во иеромонаха. В монастыре Косма пробыл 2 года. Но монастырская среда была не тем, что искал Косма.
Просветительская деятельность
Место, где проповедовал Козьма в фессалийском селе Рапсани.
В 1759 году он оставил монастырь и уехал в Константинополь, где встретился с константинопольским патриархом Серафимом II (занимал престол в 1757—1761 годы), по прозвищу Арнаут, поскольку родом был из Дельвино, Северный Эпир (сегодня — южная Албания). Серафим знал о положении православного населения северо-западных греческих земель, в частности Эпира, о процессе его исламизации и дал разрешение Косме проповедовать Слово Божье. 46-летний Косма начал свой просветительский путь, который сделал его известным и привёл к мученической смерти. Деятельность Космы отличалась от деятельности греческих представителей европейского Просвещения, таких как Мефодиос Антракитис и др. Главной основой его проповедования было православие. Косма призывал православных к созданию греческих школ, но школа рассматривалась Космой как предпосылка, необходимая для продвижения православия. Термин нация (греч. έθνος — этнос), отсутствовал в его проповедях. Вместо него присутствовал более употребляемый церковью термин род (греч. γένος — генос). Для Космы образование было инструментом приобщения к православию.
Обращаясь не только к грекам, но и к носителям албанского и аромунского языков, в своих проповедях он поощрял родителей учить детей греческому языку, который был «языком церкви». Взяв на себя апостольскую миссию, Косма, в отличие от своего учителя Панайотиса Паламаса, не следовал архаическим канонам греческого языка, а обращался к православным на доступном для них разговорном языке той эпохи. В течение 16 лет, пройдя через Фракию, Македонию, Фессалию, Среднюю Грецию, острова Эгейского архипелага и подконтрольные венецианцам Ионические острова, и сконцентрировав к концу деятельности свои усилия на Эпире и Албании, он создал более 100 школ. В конце своей жизни Косма писал своему брату, что создал «только 10 гимназий, преподававших древний диалект и науки, но 200 начальных, для чтения, школ»
В результате деятельности апостолов греческого просвещения, видным представителем которого был Косма, к началу 19-го века «От Валахии и Молдавии вплоть до Египта, от города Смирна и до Керкиры, нет ни одного города, нет ни одного острова, где вы не найдёте школы с бесплатным обучением, функционирующей на средства общины».
Кроме простого народа, он стал почитаем и клефтами гор Олимп, Пинд, Аграфа и др. Иногда в своих проповедях, он употреблял термин «желаемое», подразумевая освобождение рода. На проповеди Космы люди собирались тысячами, церкви не могли вместить их. Косма проповедовал в поле, вбив крест в землю, становился на скамью и говорил речь часами. Закончив проповедь Косма уносил с собой скамью, оставляя крест как напоминание о своей проповеди. Кресты, оставленные Космой, сохранялись долгое время, обновлялись, и многие из них сохранились до наших дней. В других случаях на их месте установлены места для поклонения. Уже при жизни, Косма Этолийский именовался в народе новым апостолом.
Смерть Космы
Художник К. Маламас — Косма Этолийский (Военный музей, Афины)
Проповеди Космы находили отклик не только у православного населения, но и у мусульманского населения. Одновременно Косма вызывал неприязнь у греческой знати, высшего духовенства и торговцев-иудеев, поскольку подрывал их экономические и общественные устои. Косма потребовал от православных прекращения торговли по воскресным дням и перенёс её на субботу, чем вызвал негодование у торговцев иудеев.
В письме своему брату от 2 марта 1779 года Косма писал о своих отношениях с разными группами населения: «Десять тысяч христиан меня любят и один не очень. Тысяча турок меня любят, один не очень. Тысяча евреев хочет моей смерти и только один против».
После поражения начавшегося в связи с действиями российской эскадры (см. Первая Архипелагская экспедиция) восстания 1770 года на Пелопоннесе и в других греческих регионах Косма был среди тех, кто пришёл к выводу, что греческому народу не следует более уповать на помощь извне, а ориентироваться на свои силы. С ещё большим рвением он продолжил свою деятельность, считая, что подъём духовного уровня является предпосылкой будущего освобождения .
После прибытия в Берат, Северный Эпир (ныне южная Албания), Косма был обвинён как русский агент. По этому обвинению он был арестован и повешен в субботу 24 августа 1779 года в селе Коликондаси, недалеко от Берата. Считается, что обвинение, арест и казнь были спровоцированы торговцами — иудеями, терпевшими убытки от деятельности Космы. Греческий философ и писатель К. Плеврис не ограничивается фактом и суммой подкупа иудеями правителя Берата [d] Ахмета Курт-паши, но подчёркивает вражду и ненависть евреев к грекам и христианам . Сегодня большинство современных греческих историков, таких как Д. Фотиадис, не отрицая факта участия иудеев в смерти Космы, ограничиваются в его объяснении их коммерческими мотивами.
О пророчествах святого Космы Этолийского
Пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского (6 сентября / 24 августа ст. стиля) порталу Православие.Ru прокомментировал Афанасий Зоитакис, доцент исторического факультета МГУ, автор монографии о святом.
О пророчествах святого равноапостольного Космы Этолийского мир узнал благодаря беспрецедентному народному почитанию. Живший в XVIII веке (недавно мы отмечали 235 лет со дня его кончины и 300 лет со дня рождения), Косма Этолийский был прославлен Церковью совсем не так давно – в середине века XX. Но народ никогда не сомневался, что он святой. А потому бережно сохранял всё, что относилось к памяти святого, писал его иконы и помнил каждое его слово, передавая из поколения в поколение.
Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей 1 .
Колоссальной проблемой тех времен была исламизация: живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви.
Проповедь святого Космы
Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине.
Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных – когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский – скорый помощник.
Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества.
Известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения
Нам известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения 2 .
Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.
Достоверность пророчеств
Достоверность пророчеств установлена. Как историки, мы, прежде всего, опираемся на письменные источники, причем раннего времени – конца XVIII – начала XIX столетия.
Устную традицию нельзя отрицать – очень многое в Православии передается изустно, – но в данном случае отбор происходит, опираясь именно на письменные документы.
Камень, на котором стоял Косма Этолийский во время своей проповеди
Многие пророчества были записаны или современниками, или вскоре после мученической кончины святого Космы, так что мы можем утверждать, что они были произнесены святым Космой и бережно сохранены его учениками.
Практическая польза
Пророчества были и остаются руководством к действию – или для всех людей, или для жителей того или иного населенного пункта, где он проповедовал.
Мы знаем более десяти пророчеств, относящихся к конкретным регионам, в которых людям было сказано, что им делать в той или иной ситуации.
«Когда упадет дерево, уходите в горы, там спасется много людей, ничего не берите с собой, спасайтесь сами, беда продлится не больше чем 24 часа».
Действительно, люди того места, где это было произнесено, нашли убежище в горах и спасли свои жизни от турок, по слову святого Космы.
Еще одно пророчество сбылось во время Второй мировой войны.
Святой Косма проповедует. Фреска
«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже».
Речь идет о кресте, оставленном святым Космой на месте своей проповеди (кстати, многие места в Греции носят название «Ставрос» – «Крест», потому что на этом месте проповедовал святой).
Один 94-летний старик помнил это пророчество, услышанное им еще от своих родителей, и когда итальянские войска наступали, отказывался эвакуироваться, призывая к тому же и своих односельчан. Этим он вызвал недовольство властей – его даже обвинили в саботаже. Фашистская Италия наступала, греческая армия терпела поражение, но, по слову святого, действительно, греки дали отпор и не позволили итальянцам спуститься «ниже креста» и захватить это селение. Люди не посрамились в своем доверии к слову святого.
Классификация
Возможна разнообразная классификация пророчеств, но сейчас бы мы их разделили на группы так.
1) Пророчества об освобождении от Османского ига территории Константинопольского Патриархата на то время, когда проповедовал святой Косма, – тогда она включала в себя не только Грецию, но и земли Албании и Турции, где жили православные народы.
К ним же относятся пророчества об освобождении Константинополя.
Большая часть этих пророчеств – об освобождении Греции – исполнилась. Те же, что касаются Константинополя, еще ожидают своего исполнения.
2) Пророчества о будущих событиях – войнах, бедствиях – и о том, что будет со всем человечеством.
Многие из пророчеств, относившихся, как мы теперь понимаем, к далекому будущему, сохранились только потому, что люди очень любили святого и полностью доверяли ему.
«Повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца».
Понятно, что в XVIII веке это звучало неясно и даже абсурдно. Так же, как и пророчество о том, что с человеком, находящимся в другом городе, будет можно говорить, как будто он сидит в соседней комнате:
«Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией» или «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах».
Константинопольские пророчества
Когда пророчество исполнилось, становится точно понятно, что имел в виду святой, а пока оно ждет своего часа, возможны разные трактовки 3 .
Крупнейший специалист по Турции профессор Оттавского университета Дмитрий Кицикис, комментируя последние события, говорит, что пророчества Космы Этолийского о распаде Турции исполняются на наших глазах.
Стамбул. Современное фото
«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий4. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».
Треть населения Турции (25 миллионов) – алавиты, говорит профессор, которые относятся к христианству позитивно. Не стоит забывать и о большом проценте тайных христиан. Что касается трети населения, о которой говорится, что она уйдет в Коккини Милья, то, по словам профессора, речь идет о создании государства Курдистан.
Это пересекается и с толкованием Паисия Святогорца, который очень любил святого Косму. Это же пророчество святой Паисий трактовал более подробно. Он говорил, что Шестимилие – это шесть миль морского шельфа, где постоянно сталкиваются интересы Турции и Греции. Из-за этих шести миль и произойдет в итоге такой серьезный конфликт, в который вмешаются крупные мировые державы, что в итоге приведет к падению Турции.
Пророчества о нашем времени
«Придет время, и вы не станете ничего узнавать».
Нельзя утверждать, что эти слова относятся именно к нашему времени, но сейчас уже достаточно очевидно, что в Западной Европе и США – да и не только – СМИ манипулируют общественным мнением. В Западной Европе очень мало знают о том, что на самом деле происходит на Украине или в Сирии – так же, как никто не знал о том, что в действительности творилось в Югославии. Конечно, при желании можно найти информацию в интернете и докопаться до правды, но из западных СМИ узнать ее почти невозможно.
«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
И действительно, мы видим, что в школах на Западе начинают появляться вещи, которые ум отказывается вмещать, – например уроки «толерантности» по отношению к гомосексуалистам и целые учебные программы, посвященные этому.
«Беда придет к вам от образованных»;
«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».
“То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных”
«Начитанные» здесь – ключевое слово. При всем желании нельзя обвинить святого Косму в том, что он был против образования: он основал около 1000 школ, нашел средства для их финансирования, подготовил преподавателей, открыл четыре учебных заведения для подготовки учителей и священников, вместе с Никодимом Святогорцем и другими своими соратниками издавал учебную литературу. И при этом произнес такие слова. О чем они говорят?
О том, что голого знания – «начитанности», эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит человека в тупик.
Действительно, много приходится претерпевать из-за этих людей начитанных.
У истоков современной постхристианской европейской цивилизации лежало европейское Просвещение с его рационализмом и критическим отношением к религии. Если почитать современных либералов, они мыслят и действуют в том же русле, что и их предшественники – Вольтер, Руссо и другие.
Святой Косма был противником европейского Просвещения 5 .
Он говорил, что необходимо Божественное просвещение. Кроме начитанности, необходимо духовное знание, которое достигается через опыт церковной жизни. Сколь бы начитан и эрудирован ни был человек, его можно сравнить с домом, у которого есть только фундамент. Если нет стен, нет крыши, то это довольно бессмысленная конструкция. То же можно сказать и о людях, которые пытаются сделать всё сами, без Бога. Это всегда приводит в тупик – и часто не только самих этих людей, но и целые народы и страны.
«Источники иссякнут, а реки станут грязными».
Во многих регионах сегодня наблюдается и нехватка питьевой воды, и небывалые загрязнения – тут и комментировать нечего.
«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».
Очень точное и поразительное пророчество. В XVIII веке было совершенно непонятно, как это: тарелки наполнены едой, а ее есть невозможно. Сейчас мы это видим: генетически модифицированные продукты или продукты, напичканные консервантами, «со вкусом» того, чего в них просто нет. Достаточно обеспеченные люди еще могут найти какие-то более или менее натуральные продукты, но, возможно, с каждым годом сделать это будет всё сложнее и сложнее.
«Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру».
Различные формы легализаций однополых сожительств, в некоторых регионах – разрешение усыновлять гей-парами детей, пропаганда всего этого по всему миру… – идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру, и все мы это видим.
«Придет время, и диавол будет кружить над миром на своей “штуковине”».
Глобальное наблюдение, контроль за людьми – так обычно расшифровывается это пророчество. Мы можем идентифицировать эту «штуковину» с системой спутников, ведущих тотальное наблюдение визуально или с помощью оказания пользователям услуг по поддержанию различных видов связи.
«Придет время, когда миром будут управлять αλαλα и μπαλαλα».
Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Можно перевести как что-то бездушное. Большинство толкователей увязывают пророчество с современным информационным обществом, когда компьютерные технологии лежат в основе технологических процессов и работы механизмов.
«Придет время, когда весь мир будет опоясан одной ниткой».
Раньше это понимали как телеграф, а сегодня, конечно, говорят об интернете: нить, паутина.
«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».
Раньше – еще 40–50 лет назад – относительно этого пророчества были разночтения, но сегодня все толкователи сходятся в том, что имеется в виду период после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и США наступило благополучие и когда зародился культ потребления.
«Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».
Мигранты
Это пророчество о массовой миграции. У греков «верх и низ» – это всегда юг и север. В другом пророчестве это сказано прямо:
«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».
«Уже близко будет» можно понимать двояко. Святой Косма использует эти слова, когда говорит об освобождении Отечества от иноземного ига. Но также мы находим у него это выражение – «уже близко будет», – когда он говорит о временах Антихриста.
Нам неведомо, о каких временах это сказано, потому что неизвестен контекст: где было произнесено пророчество, при каких обстоятельствах.
Масштабные переселения народов бывали, конечно, и раньше, но главное тут – «вверх-вниз» – юг и север: разнонаправленность процесса и его интенсивность – вот на что стоит обратить внимание. И сейчас мы действительно наблюдаем разнонаправленный процесс. Когда в тот же Евросоюз хлынули мигранты из Восточной Европы, это была миграция с севера. Сейчас мы видим и миграцию с юга, и желание некоторых соседей переместиться в Европу (в том числе Южную) – например, на заработки.
«Горе Греции, когда на ее земле поселятся иноземные народы».
Это точно наше время. Святой Косма никогда не противопоставлял греков другим православным народам, так что здесь идет речь об иноверных. Греция всегда была достаточно монолитным в этническом смысле государством, но это меняется прямо на наших глазах: каждый день в страну прибывают тысячи мигрантов-мусульман.
В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно:
«Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь». Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.
«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять».
Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять – это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии.
«Налогом обложат даже куриц и окна».
“Налогом обложат даже куриц и окна”
Раньше это было принято понимать фигурально.
Теперь – в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) – первая часть пророчества сбылась буквально.
В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше).
Святой Косма Этолийский
«Придет время, когда мокрые будут гореть вместе с сухими».
Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные.
Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах.
Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды – он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.
Мы видим это и в его пророчествах, и тем более в его поучениях 6 : ничто не может отделить человека от Христа, кроме самого человека.
«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие»;
«Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».
Это очень важный призыв. Все материальные блага, удобства, стабильность – это призрачно, земному нет места в будущем – «заботьтесь только о душе и Христе».
Значение предсказаний святого Космы
Каждое селение, где появлялся преподобный святитель, хранит огромную силу его слова. Большинство предсказаний дошли до умов современников через письменные тексты, некоторые известны только на устной основе. Множество православных греков воспитывалось на учении преподобного Космы Этолийского, и все эти люди беспрекословно верят пророческим словам великого служителя Господа.
- Одни пророчества святителя практически всегда связаны с определенными территориями, и не могут пониматься без соответствующих познаний исторического контекста. Другие идеи пересекаются с судьбой православной религии и современности.
- Пророчества Космы Этолийского стали чрезвычайно популярными и жизненными для греческого народа. Православные верующие не забыли о предсказаниях даже в период гонений на христианство, когда умудрились «спрятать» судьбоносные слова святителя в Коране.
- Главная задача ветхозаветных пророков состояла в предсказании снисхождения на землю Мессии в образе человека. Новозаветные святые говорили о скором конце света и втором пришествии Спасителя.
- Косма Этолийский относится ко вторым, поэтому его пророчества расцениваются в качестве подготовки православных верующих к Армагеддону (Страшному Суду) и возвращению Христа на землю.
- Предсказания святителя позволяют узнать будущее и смириться с мыслью о приближающихся трудностях и искушениях. Христиане, отталкиваясь от пророчеств новозаветных святых, помнят о главной своей цели — благоприятному ответу на Суде Божьем за собственные деяния.
Святой Косма испытывал огромную боль за свою родину и вселенское Православие, он являлся выдающимся миссионером, приводившим к учению Христа всех достойных этого.
На заметку! Преподобный старец показывал своими деяниями и пророчествами, что любовь к Господу невозможна без такой же любви к Его сыновьям и дочерям. Он ярко демонстрировал великое уважение к окружению, ведя опасную игру с противниками и не требуя вознаграждения за содеянное добро.
Предсказания об освобождениях греков
Пророчества Космы возвратили соотечественникам, стяжавшим тяжелую судьбу под 300-летним иноземным игом, большую надежду на возрождение свободы нации. Преподобный святитель сделал огромный вклад в дело освобождения от власти турок на территории Греции. Народ воспевает славу Косме и просит его возвратить греческому православию Софийский храм.
- Святитель стал символом греческого православия в борьбе за освобождение от иноземных взглядов. Люди не устают вдохновляться пророчествами, которые придают веру и надежду. Косма в своих пророчествах завуалировал термин «национальное освобождение» словом «желаемое для народа».
- Отвечая на вопрос об этом «чаяном», преподобный пророк говорил, что государство вновь станет православным, и каждый житель этой страны возрадуется. Эти словами он успокаивал порабощенный соотечественников. Вскоре территория Балкан освободилась от турецкого ига.
- Жителям Эпира (области на границе Греции и Албании) святой Косма говорил, что ими «желаемое» пребудет в третьем колене. Освобождение этой провинции произошло после войны 1912 г. Святой пророчествовал: люди заживут независимо, когда зарубцуется щель на определенном дереве или совпадут торжества Благовещения и Святой Пасхи. Эти знамения свершились, и греки обрели долгожданную свободу.
- Жителям Албании он советовал спрятаться в горах, так как вскоре их родные города подверглись военным нашествиям. Люди слушали старца, это помогло сохранить множество невинных жизней.
- Косма Этолийский пророчествовал, что Ионическими островами будут владеть венецианцы, а после французы и англичане. И только в 1954 г. произойдет освобождение местных жителей от иностранного ига.
- Святитель предвещал, что фашистская Италия вторгнется на территорию Греции, не встречая военного сопротивления. Дойдя до креста, на месте которого Косма пророчествовал, враги испугаются дальнейшего продвижения. Жители, вспомнив навет старца, не стали покидать домов во время войны. Итальянцы так и остановились у креста, получив отпор от греческой армии.
На заметку! Пророчества праведного святителя были наполнены фразами о войнах, голоде, катастрофах и различных трагедиях. В его изречениях благочестивые христиане находят практические советы, помогающие сохранить веру и пережить те или иные невзгоды.
Цель любого предсказания преподобного состоит не в том, чтобы напугать малодушных слушателей, но предупредить современников и будущее поколение о предстоящих несчастьях. Его советами пользовалось несколько поколений жителей Балкан.
Пророчества о современном мире
Многие предсказания мудрого старца зарождаются в современности и, возможно, раскроют свой потенциал через некоторое время. Святой явно намекал о больших налогах для жителей, сокрытии правдивой информации, войнах и лживом бюрократизме, — что мы видим уже сегодня.
- В XVIII столетии Косма Этолийский пророчествовал появление военных самолетов, несущих смерть с небес. Люди будут скрываться в подземных убежищах от этих «страшных чудовищ».
- Святитель говорил, что настанет тёмное время, когда многие люди перестанут получать нужную информацию. Газеты, радио и ТВ представляют для жителей только то, что интересно государственной структуре с финансовой точки зрения. Серьезные издания уступили место фальши, низкой тематике и всевозможным сплетням.
- Святитель предсказывал: воры перестанут прятаться в горах и пойдут в большие города, облекшись в одежды мирных жителей. Он предрекал, что налог падет даже на головы животных, а продукты неимоверно подорожают. Святой говорил, что появится система кредитования, по которой человек обязуется возвращать деньги с большим процентом. Однако добиться своей цели составители этой схемы не смогут.
- Косма Этолийский видел грандиозное переселение народов: турки придут в Эпир, греки займут Константинополь (Стамбул), а сербы покинут Косово. Невиновные разделят участь с преступниками и убийцами, а чтобы сохранить душу необходимо будет пожертвовать всем материальным, оставшись крепким в своей вере.
Житийная икона святого Космы Этолийского
Пророчества о России
Всего же святому приписывается до 200 разных предсказаний – достоверность многих из них не подтверждена. Среди же тех, которые преподобный несомненно изрекал, нет предсказаний, касающихся именно нашей страны.
Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.
Высказывания святого, скорее относятся к миру в целом. Во многих из них без труда узнаются также российские реалии:
- святой говорит об «одной нитке», которой будет связан весь мир; толкователи интерпретируют эти слова однозначно: речь идет об изобретении телефона, телеграфа, а позже – интернета;
- св. Косма упоминает о том, что в школах начнется внедрение новшеств, которые «ум ваш не вместит», а земля превратится «в Содом и Гоморру»; действительно, пропаганда распущенности ныне – как российская, так и всемирная проблема;
- говорит святой также о проблемах экологии – когда будет много пищи, но есть ее станет невозможно;
- предсказана им также урбанизация, когда «люди закроются в больших коробках» (многоквартирных домах);
- а вот слова о современных средствах массовой информации: «Придет время, и вы не будете ничего узнавать»; современные толкователи уверены, что речь идет о массовых манипуляциях сознанием, так, что узнать достоверную картину события очень сложно;
- еще одно пророчество, вероятно, «темное» для современников, для нынешних людей более чем ясно: «Придёт время, когда дьявол войдёт в коробку и будет кричать оттуда. А из коробки будут торчать его рога»; здесь безошибочно узнается телевизор.
Ещё предсказания
В словах св. Космы, достоверность которых не вызывает сомнений, вообще нет ни одной конкретной даты. Ведь он обращается к людям, предостерегая их от ошибок, духовных падений, а не предсказывая конкретные события. Именно поэтому лишь по исполнении пророчества становится ясно, что имелось ввиду.
Возможно, к грядущему году относятся, например, слова о том, что «придет время, и христиане поднимутся друг на друга» (по сути, именно это сейчас происходит на Украине)? А возможно, Господь даст разума людям и помилует их.
Священномученик Косьма. Икона. Греция. XIX в.
Знание «времен и сроков», по слову Самого Христа – не дело человека. А вот понимать, как духовно готовиться к последним временам – необходимо. «Бдите,» – говорит Господь, призывая бодрствовать, зная, что конец мира может случиться во всякий день, может, и не ранее общего Апокалипсиса. Ведь каждый в любой момент может быть взят, чтобы предстать пред Судом Божиим. Именно поэтому и св. Косма увещевает каждого: «Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».